Новости
Комментарий Члена Коллегии (Министра) по энергетике и инфраструктуре Таира Мансурова газете «Капитал» по теме создания общего электроэнергетического рынка в рамках ЕАЭС
Товар высокого напряжения
Для экспорта электроэнергии Казахстану нужно решить внутренние проблемы в электроэнергетике
10 марта Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одобрила проект Концепции общего электроэнергетического рынка (ОЭР) Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Казахстану как члену объединения буквально через несколько лет будет предоставлена возможность продавать в рамках этого рынка производимую в стране электроэнергию. Но будет ли у республики «товар высокого напряжения» в достаточном количестве, чтобы отправлять его на экспорт?
Энергетика будущего
Комментируя деловому еженедельнику «Капитал.kz» создание ОЭР, Таир Мансуров, член Коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК, напомнил: истоком и предтечей интеграционных процессов на евразийском пространстве стал разработанный Нурсултаном Назарбаевым «Проект о формировании Евразийского союза государств», который он впервые обнародовал 29 марта 1994 года в МГУ им. М.В. Ломоносова. В прошлом году отмечалось 20-летие евразийского проекта; президент Казахстана прочитал в МГУ специальную лекцию к этому юбилею.
29 мая 2014 года главы государств России, Казахстана и Беларуси подписали в Астане Договор о Евразийском экономическом союзе. «Особые слова благодарности и признательности за его создание президент России Владимир Путин высказал Нурсултану Назарбаеву, отметив, что именно он был одним из отцов-основателей, вдохновителем и автором идеи нашего Союза», – говорит Таир Мансуров.
Общий электроэнергетический рынок ЕАЭС должен заработать в 2019 году. Сейчас проект концепции ОЭР направлен на рассмотрение Совета ЕЭК. Предполагается, что до 1 июля документ утвердят главы государств – членов ЕАЭС. Хронология последующих действий такова. До 1 июля 2016 года будет разработана и утверждена соответствующая программа. Срок до 1 июля 2018 года отводится для выполнения мероприятий, которые будут включены в программу; за этот период должны быть в том числе разделены конкурентные и монопольные виды деятельности в вертикально интегрированных структурах, также должны быть разработаны единые правила доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики. До 1 июля 2019 года ожидается вступление в силу международного договора о формировании ОЭР ЕАЭС.
Модель для сборки
Общий электроэнергетический рынок стран – участниц ЕАЭС (члены объединения: Армения, Беларусь, Казахстан и Россия, в мае текущего года ожидается присоединение Кыргызстана) будет создан на основе параллельно работающих электроэнергетических систем. Это будет именно общий, а не единый электроэнергетический рынок, подчеркнул Таир Мансуров.
Спикер рассказал, что рассматривалось несколько вариантов электроэнергетического сотрудничества – в предыдущие два года этим вопросом по заказу ЕЭК занимался Совет по изучению производительных сил (научное учреждение при Российской Академии наук и Министерстве экономического развития России) совместно с казахстанскими и белорусскими экспертами. Один из вариантов, например, предполагал создание единого рынка на базе российского оптового рынка электроэнергии и мощности. Другой – создание в России региональных субрынков, примерно равновесных с рынками электроэнергии Беларуси и Казахстана, и формирование общей для всех стран ЕАЭС торговой площадки. «Оба эти варианта не были поддержаны экспертами и представителями компетентных органов государств – членов Союза, поскольку требовали радикального реформирования национальных электроэнергетических рынков трех из четырех стран ЕАЭС», – поясняет собеседник.
Наиболее приемлемой моделью эксперты посчитали формирование общего электроэнергетического рынка Союза с сохранением существующих национальных электроэнергетических рынков, в том числе рынков мощности (если они уже работают в странах или предполагается их ввести). При этом хозяйствующие субъекты государств – членов интеграционного объединения смогут торговать друг с другом по свободным двусторонним договорам и на централизованных торгах, включая спот-торги – условия для этого будут созданы. «На ОЭР планируется торговать только электрической энергией, а в ее стоимости учитывать плату за мощность. Также предполагается создание механизма для урегулирования почасовых отклонений фактических поставок электрической энергии от плановых значений, что повысит ответственность за соблюдение согласованных графиков», – рассказал Таир Мансуров.
Торговля не набрала обороты
По данным члена Коллегии (министра) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК, средняя стоимость электроэнергии для промышленных потребителей в 2014 году составила примерно 14 центов/кВт/ч в Беларуси, около 8,5 центов/кВт/ч в Казахстане, порядка 8 центов/кВт/ч в России. Объемы взаимной торговли электроэнергией в ЕАЭС в настоящее время небольшие: в 2014 году – около 6 млрд кВт/ч (0,5% от суммарного производства электроэнергии в Союзе), что на 30% меньше, чем в 2013 году. «Одна из основных причин такой низкой активности – отсутствие доступа участников национальных рынков на электроэнергетические рынки и к услугам по передаче электрической энергии на территории других государств – членов ЕАЭС. В настоящее время торговля электроэнергией может вестись только между уполномоченными на это организациями государств – членов Союза», – пояснил Таир Мансуров.
Общий электроэнергетический рынок позволит устранить барьеры во взаимной торговле электроэнергией, будет содействовать созданию равных условий для хозяйствующих субъектов и увеличит объемы поставок этого ресурса.
В цифрах ожидается такой эффект: объемы взаимной торговли электроэнергией могут увеличиться в 1,5-2 раза, экспортный потенциал – в 2 раза. За счет этого загрузка генерирующих мощностей может возрасти на 7% от текущих значений, а дополнительный прирост ВВП Союза за счет синергетического эффекта достигнет $7-7,5 млрд.
Потенциал Казахстана: увеличение объемов поставки электроэнергии в первые годы работы ОЭР оценивается в 5 млрд кВт/ч в год.
Источник: eurasiancommission.org