Новости
30.11.2017
Канат БОЗУМБАЕВ: «B сфере энергоносителей нам нужно осваивать следующие, более высокие переделы»
Быстрое развитие инноваций приведет к тому, что в ближайшие десять лет сектор возобновляемых источников энергии (ВИЭ) окажется конкурентоспособным без всяких субсидий.
Важнейшим условием сохранения стратегического значения горно-металлургического и нефтегазового комплексов страны для устойчивого экономического роста сегодня называют прочную минерально-сырьевую, технологическую и энергетическую базы. Причем что касается последней, то она, по мнению международных отраслевых экспертов, должна обрести принципиально иное – экологичное наполнение, стать драйвером ускоренной промышленной модернизации.
«Эта модернизация, – подчеркивается в нынешнем Послании Президента Нурсултана Назарбаева, – не план борьбы с текущими глобальными вызовами, а надежный мост в будущее, навстречу целям Стратегии-2050. Она будет проводиться в соответствии с Планом нации «100 конкретных шагов». И важнейшая роль в работе по переводу сферы генерации, а также добычи углеводородов в «зеленый» формат принадлежит Министерству энергетики Казахстана. Подробно об этом – в интервью главы Минэнерго РК Каната Бозумбаева.
– Господин министр, нынешним летом в Астане с большим успехом прошла Международная специализированная выставка «ЭКСПО-2017». Ваше министерство отвечало за наполнение главного павильона – «Нур Алем». Как шла подготовка к важному проекту и каковы итоги?
– Если говорить о субъективных ощущениях, то лето пролетело как три дня…
Мне посчастливилось сопровождать нескольких глав государств, встречать князя Монако, президентов Финляндии, Венесуэлы… Мы познакомились с представителями нужных для нашей отрасли компаний, у бизнеса республики проснулся интерес к возобновляемым источникам энергии.
Тема ЭКСПО-2017 «Энергия будущего» основана на принципах устойчивого развития и предусматривает обсуждение проблем сокращения эмиссии парниковых газов, энергоэффективности и доступности «зеленой» энергии. В Астане были предложены программные документы мирового значения – стратегии, концепции и технологии, – направленные в том числе на расширение ВИЭ, создание новой модели глобальной энергетики.
Министерством проводились работы по обеспечению содержательного и тематического наполнения сферы «Нур Алем», раздела «Созидательная энергия». В нем, в частности, были представлены в виде отдельной экспозиции инициативы Главы государства в области энергетики и охраны окружающей среды, такие как Энерго-экологическая стратегия, программа партнерства «Зеленый мост», концепция по переходу Казахстана к «зеленой» экономике и другие.
Кроме того, Минэнерго отобрало и разместило в экспозиции 28 разработок казахстанских ученых, связанных с технологиями развития ВИЭ, систем хранения энергии, снижения отрицательного воздействия на окружающую среду. Данные проекты были представлены в виде мультимедиаконтента, а 11 проектов, включая казахстанский материаловедческий термоядерный реактор «Токамак» КТМ», еще и в виде макетов.
Помимо ряда конференций и форумов, состоявшихся в рамках ЭКСПО-2017, министерство выступило организатором 30-го пленарного заседания Совета иностранных инвесторов под председательством Президента РК, а также приняло участие в проведении Всемирного конгресса инженеров и ученых WSEC-2017, V международного форума «Зеленый мост».
Параллельно в ходе работы выставки специально созданная экспертная группа Минэнерго РК изучала новые технологии, представленные в международных павильонах, на предмет их возможного применения в Казахстане.
Сформирован перечень из 105 технологий, в том числе 27 – относящихся к добыче нефти и газа, 44 – к электроэнергетике, энергосбережению и ВИЭ, 5 технологий – к угольной и атомной промышленности, другим отраслям.
Эксперты особо выделяли такие сферы, как технологии ВИЭ, хранения энергии, принципы построения «умных» сетей, энергоэффективность в секторе теплоснабжения и нефтегазовом секторе, управление отходами, улавливание вредных выбросов. Сейчас ведется работа по внедрению отобранных технологий и «ноу-хау». К ней подключились как предприятия, так и местные исполнительные органы.
Хочу напомнить, что по инициативе Главы государства на территории выставки будет создан Международный центр по развитию «зеленых» технологий и инвестиционных проектов «Энергия будущего». Он будет содействовать практической реализации перехода к «зеленой» экономике. В настоящее время его концепция одобрена Советом по переходу к «зеленой» экономике при Правительстве РК. Международный центр предполагается разместить на площадке ЭКСПО в Зоне лучших практик.
– У Минэнерго несколько профильных направлений. Одно из них – экологическое регулирование и контроль. В свете принимаемых мер и обязательств Казахстана на перспективу по сокращению отходов и выбросов в атмосферу данное направление становится стратегическим. К тому же республика намерена довести к 2050 году долю ВИЭ до 50%. Ветра, солнца и воды в Казахстане много. Также немало нефти и газа, но особенно огромны запасы угля. Как соблюсти баланс интересов между ВИЭ и углеродной энергетикой и минимизировать возможные потери?
– Действительно, республика обладает большими запасами жидких и твердых углеводородов, что оценивается в 32 миллиарда тонн нефтяного эквивалента, или около 3,6% от всех мировых запасов первичной энергии, а также урана.
Однако сосредоточение усилий республики на нефтедобыче и угольной энергетике и тот факт, что Казахстан производит интенсивные выбросы парниковых газов, актуализируют тему развития ВИЭ в стране. Благо потенциал возобновляемых источников энергии в Казахстане также значителен.
К примеру, энергия ветра способна приносить в год около 920 миллиардов кВт⁄ч, технически возможный к реализации гидропотенциал оценивается в 62 миллиарда кВт⁄ч, потенциал солнечной энергии в южных районах страны достигает 2 500–3 000 солнечных часов в год.
Действующая система господдержки развития ВИЭ закреплена в законодательстве РК с 2009 года. Законом гарантируется закупка электрической энергии государством в лице Расчетно-финансового центра от ВИЭ в течение 15 лет; производители «зеленой» энергии освобождаются от оплаты услуг на ее передачу по электрическим сетям.
Механизм фиксированных тарифов на начальном этапе позволил быстро запустить рынок ВИЭ. В республике на сегодня имеются 55 действующих объектов ВИЭ суммарной мощностью 336 МВт, в том числе 171 малая ГЭС, 107 ветровых, 58 солнечных электростанций, и интерес инвесторов к реализации проектов строительства объектов возобновляемой энергетики продолжает расти.
Чтобы минимизировать технологические риски и риски переизбытка дорогих мощностей, министерством сделан упор на менее дорогую ветровую энергетику с долей в объеме ВИЭ не менее 50%. Солнечную же планируется развивать в объеме не более 25%. Оставшаяся доля перераспределена между малыми ГЭС и биогазовыми установками.
С другой стороны, около 55% от общего объема добычи угля, чьи запасы в Казахстане очень велики, сжигается для получения тепловой и электрической энергии, около четверти – экспортируется, а остальной объем направляется на промышленные предприятия для удовлетворения коммунально-бытовых нужд населения.
Так, за 10 месяцев текущего года в республике добыто 86,6 миллиона тонн угля (без учета угольного концентрата), что на 9 миллионов тонн, или на 11,6%, больше соответствующего прошлогоднего периода. На внутренний рынок поставлено 61,8 миллиона тонн каменного топлива, из них 45,9 миллиона тонн отгружено ТЭЦ и ГРЭС. Экспорт составил 23,4 миллиона тонн, что на 13,6% больше, чем за соответствующий период 2016 года.
В перспективе до 2030 года основным источником спроса на казахстанский энергетический уголь останется внутренняя угольная генерация. И хотя перед Минэнерго стоит задача по сохранению существующих объемов угледобычи, мировые тенденции по переходу к «зеленой» экономике вносят в работу министерства коррективы, вынуждая развивать комплексную переработку угля или получение из него продукта более высокого передела.
В настоящее время при участии китайской энергетической корпорации «Цинхуа» в Карагандинской области осуществляется проект по глубокой переработке углей с целью получения синтетического жидкого топлива. Участниками проекта также являются АО «КазМунайГаз – переработка и маркетинг», ТОО «СП Арбат» (ТОО «Шубарколь Премиум»), ТОО «Разрез «Кузнецкий».
– И снова об угле и нефти. Известно, что в конце октября Парламент принял к рассмотрению доработанный проект Кодекса о недрах и недропользовании. В начале ноября он был одобрен в первом чтении. Что сулит документ инвесторам и недропользователям?
– Во исполнение поручений Главы государства, закрепленных в Национальном плане «100 конкретных шагов» (74-й и 75-й шаг), министерствами энергетики и по инвестициям и развитию разработан проект Кодекса РК о недрах и недропользовании. В рамках особенной части документа раздельными главами предусматривается регулирование разведки и добычи углеводородного сырья (УВС), добычи урана, разведки и добычи твердых полезных ископаемых (ТПИ).
Проект призван повысить инвестиционную привлекательность казахстанских недр как в сфере добычи нефти и газа, так и в сфере добычи угля и урана. Для решения этих задач предусмотрены меры по упрощенному доступу к контрактам на недропользование и внедрение международной системы стандартов публичной отчетности по запасам.
Так, в нефтегазовой сфере закладываются следующие концептуальные подходы: конкурс (аукцион) – основной способ предоставления права недропользования. Также в законопроекте сохранена контрактная система без введения лицензий.
Чтобы гарантировать инвесторам надежность объекта инвестирования, планируется установить, что контракты заключаются только на два вида работ: разведку и добычу или на добычу. При этом во избежание злоупотреблений в проекте кодекса четко прописаны условия окончания периода разведки и перехода к периоду добычи.
Что касается месторождений урана, то они отнесены к стратегическим участкам недр, разведка и добыча которых является приоритетным правом государства, которое оно реализует через национальную компанию.
Право недропользования на разведку ТПИ, включая уран, оформляется лицензией, которую выдает МИР РК. Право на добычу урана дает контракт, заключаемый в Минэнерго РК.
В целом изменения направлены на стимулирование инвестиций в геологоразведку, упрощение взаимодействия в сфере освоения недр при сохранении в разумных пределах государственного контроля и обеспечения баланса интересов государства и бизнеса.
– Законодательные изменения коснулись и газовой отрасли. Как это отразится на ее развитии?
– В конце июня текущего года были инициированы изменения и дополнения в Закон «О газе и газоснабжении» в части совершенствования механизма ценообразования и распределения сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке. Прежде он при реальной себестоимости от 30 до 41 тысячи тенге продавался по 11 тысяч. Это было разорительно для заводов по его сжижению. Сейчас цена газа без учета НДС возросла до 34 тысяч за тонну. И заводы вздохнули свободней, а розничная стоимость газа сильно не увеличилась.
Чтобы отсечь посредников, Минэнерго собирается внедрить реализацию сжиженного нефтяного газа через электронную торговую площадку с поэтапным выведением оптовых внутренних цен из-под государственного регулирования. В настоящее время заключение Правительства РК по проекту закона согласовано со всеми заинтересованными госорганами и направлено на рассмотрение в Мажилис Парламента.
Существует немало планов по дальнейшей газификации, в том числе Астаны. Уже разработано ТЭО проекта строительства магистрального газопровода «Сарыарка» сметной стоимостью около 370 миллиардов тенге (с НДС). Это без учета затрат на прокладку локальных сетей и сооружение местных газохранилищ. Проект предполагается осуществить поэтапно.
На первом этапе планируется строительство магистрального газопровода по маршруту Кызылорда – Жезказган – Караганда – Астана протяженностью 1 081 километр, что обойдется казне или инвесторам в 267,3 миллиарда тенге. На втором этапе предусмотрено дотянуть газовую магистраль от Астаны до Кокшетау, на третьем – до Петропавловска. Завершающий, четвертый этап предусматривает строительство компрессорных станций «Жезказган» и «Темиртау» стоимостью 35,5 миллиарда тенге для увеличения пропускной способности магистрального газопровода до 3 миллиардов кубометров в год.
Но, как министра, меня прежде всего заботит источник и схема финансирования этого проекта, а главное – механизм возврата вложенных средств. Если это бюджет – тогда без вопросов. А если долгосрочный целевой кредит, тогда уместно задуматься о тарифе, способном обеспечить окупаемость газопровода.
Если он будет составлять, как прогнозируется, 50–55 тенге за кубометр, это окажется незначительно дешевле для тех, кто использует для отопления мазут или солярку, но значительно дороже угля… Если сегодня перевести ТЭК столицы с угля на газ, в два раза возрастет стоимость электроэнергии, в полтора – тепла. Поэтому, на мой взгляд, следует внимательней изучить идею с использованием газа LNG – то есть того же метана, сжиженного при очень низкой – 160 градусов Цельсия ниже ноля – температуре, который можно транспортировать по железной дороге до места расконсервации и использования. Тогда он заменит частному жилому сектору дизельный и угольный обогрев. А строить большой газопровод – под вопросом возврат инвестиций.
– Минэнерго также регулирует вопросы атомного надзора. Казахстан не первый год входит в топ-10 стран по добыче урана. Нынешним летом с участием Главы государства и генсека МАГАТЭ на площадке Ульбинского металлургического завода стартовал проект Банка низкообогащенного урана. То есть роль Минэнерго только возрастает. Отсюда вопрос: каковы гарантии экологической безопасности урановой добычи вообще и Банка ядерного топлива в частности?
– Банк НОУ (низкообогащенного урана) – это физический запас около 90 тонн гексафторида урана, принадлежащего МАГАТЭ и хранящегося в стандартных цилиндрах типа 30В. Гексафторид урана служит исходным материалом для изготовления ядерного топлива, используемого на атомных станциях. В процессе реконверсии его переводят в двуокись урана, из которой затем изготавливают керамические топливные таблетки.
Оператором банка НОУ будет выступать АО «Ульбинский металлургический завод», имеющее почти полувековой опыт в такой работе, что и обусловило выбор этого предприятия экспертами МАГАТЭ.
Проект создания банка низкообогащенного урана означает формирование резервного запаса топлива для атомных электростанций (АЭС). Топливо будет находиться под контролем МАГАТЭ. Банк НОУ не является источником постоянных поставок или неким магазином. Резерв урана, по сути, служит неприкосновенным запасом, который будет востребован только в случае кризисной ситуации на мировом урановом рынке. В идеале при нормальном ходе событий этот запас никогда не потребуется.
С целью проверки безопасности размещения ядерного материала МАГАТЭ проведено более 20 технических миссий, в которых приняли участие эксперты международного уровня. Результатом инспекций стали обширные и детальные рекомендации по совершенствованию национального законодательства, нормативной базы, государственной инфраструктуры регулирования безопасности в сфере использования атомной энергии.
Стоит отметить, что сам факт размещения банка НОУ на АО «УМЗ» – признание высшего уровня безопасности завода, отвечающего самым строгим международным критериям квалификации и опыта работников, качества работы предприятия. В будущем, при выходе завода на международные рынки, где существует достаточно жесткая конкуренция, это может сыграть положительную роль.
– Альтернативой традиционным видам энергии называют атомную. Располагая огромными запасами урана, технологиями добычи, кадровым потенциалом, логично было бы приступить к созданию этой отрасли энергетики. Насколько, на Ваш взгляд, республика готова к строительству собственной АЭС? Как обстоит ситуация с обсуждением этого вопроса на сегодня?
– Атомная промышленность Казахстана на сегодня является одной из самых высокотехнологичных, наукоемких и рентабельных. Ее успехи подтверждают достижения независимого Казахстана, его стремление к тому, чтобы занять достойное место в будущем, в котором атомной энергетике суждено сыграть ключевую роль.
В 2009 году наша страна вышла на первое место в мире по добыче урана и продолжает сохранять лидирующие позиции. На республику приходится около 40% мировой добычи урана. Но нужно переходить к новому, более высокому уровню, выпускать не сырье для топливных таблеток и сами таблетки, а топливные сборки (ТВЭЛы) для АЭС.
На сегодня АО «НАК «Казатомпром» совместно с китайской компанией CGNPC осуществляет проект по созданию в Казахстане СП по выпуску сборок с обеспечением их гарантированного сбыта в КНР в объеме 200 тонн ядерного топлива в год. Ввод в эксплуатацию завода ТВС намечен на 2019-й, выпуск первой продукции – на 2020 год.
В стране есть все предпосылки для развития атомной энергетики: значительные запасы урана, развитая добывающая и перерабатывающая промышленность, атомная наука, имеются квалифицированные кадры, но… в стране переизбыток энергетических мощностей, что делает эту идею неактуальной по меньшей мере на ближайшие десять лет. Кроме того, в республике по понятным причинам отсутствует передел обогащения урана, однако есть совместное с Россией предприятие.
Перед НАК стоит задача по созданию отечественного предприятия по конверсии урана. Что касается собственно АЭС, то принятие этого вопроса отложено Правительством на 2018 год. Предстоит также определиться с местом строительства станции, ее мощностью, типом реактора…
В настоящее время АО «НАК «Казатомпром» разрабатывает технико-экономические обоснование строительства АЭС. Затем проведем тщательный анализ исходных данных, в дальнейшем же с учетом мнения местных представительных органов власти будут даны предложения для принятия соответствующего решения на уровне Правительства.
– И последний вопрос: каковы предварительные итоги 2017 года? Что удалось сделать, что осталось на перспективу?
– В текущем году основные показатели курируемых министерством отраслей стабильны и показывают положительную динамику. Так, за 10 истекших месяцев объем добычи нефти составил 71,1 миллиона тонн, что на 11,4% больше уровня минувшего года. Объем добытого газа достиг 43,5 миллиарда кубометров, что на 15,6% выше аналогичного периода 2016-го. Выдано на-гора 86,6 миллиона тонн угля (рост на 11,6%), выработано 83,1 миллиарда кВт⁄ч электроэнергии (то есть на 9,8% больше, чем за аналогичный период 2016-го).
В 2017 году планировалось добыть 81 миллион тонн нефти, фактически нефтедобыча прогнозируется в объеме 85,5 миллиона тонн в основном за счет крупных проектов – Кашагана, Тенгиза и Карачаганака.
К концу года будут завершены реконструкция и обновление Атырауского и Павлодарского НПЗ. Модернизация Шымкентского НПЗ завершится в первом полугодии следующего года.
Результатом этих усилий станет не только увеличение отечественных мощностей по углубленной переработке нефти и выхода светлых нефтепродуктов, но и повышение их качества до уровня Евро-4, Евро-5.
Министерством проводилась работа по реализации Плана нации «100 конкретных шагов». К примеру, в рамках 51-го шага «Укрупнение электросетевых компаний» разработана законодательная база: в июле принят соответствующий закон и соответствующие подзаконные акты. Осуществлен первый этап физического пуска Токамака КТМ, состоялась инаугурация здания банка НОУ. В июле сдана в эксплуатацию первая очередь завода по утилизации автомобилей. Последний объект расширения КТК на казахстанском участке – нефтеперекачивающая станция А-НПС-3А – вступил в строй действующих в октябре. В октябре же дан старт экспорту газа в Китай в объеме до 5 миллиардов кубометров.
В планах министерства на 2018 год, конечно же, продолжение работы над реализацией задач, поставленных Главой государства в рамках Плана нации «100 конкретных шагов».
Во-вторых, работа будет направлена на принятие мер по обеспечению внутреннего рынка нефтепродуктами и недопущению необоснованного роста цен на стратегические товары (уголь, газ, мазут, дизельное топливо). Дальнейшее развитие получит сотрудничество с крупными компаниями-недропользователями в рамках проектов расширения Тенгиза, Карачаганака, наращивания мощностей по обратной закачке газа (Кашаган), направленных на увеличение нефтедобычи.
В рамках госпрограммы «Нұрлы жол» для повышения энергообеспечения юга страны в 2018 году будет завершен проект «Транзит 500 кВ Север – Восток – Юг». Также в следующем году Минэнерго РК намерено перейти на аукционный механизм отбора проектов ВИЭ для реализации, что, с одной стороны, сделает прозрачным и понятным сам процесс, а с другой – материально поддержит наиболее эффективные технологии, минимизирующие рост тарифов для конечных потребителей вследствие ввода мощностей ВИЭ, четко определит ответственность всех участников рынка электроэнергии как при ее генерации, так и передаче, потреблении.
Источник: kazpravda.kz
Канат БОЗУМБАЕВ: «B сфере энергоносителей нам нужно осваивать следующие, более высокие переделы»
Быстрое развитие инноваций приведет к тому, что в ближайшие десять лет сектор возобновляемых источников энергии (ВИЭ) окажется конкурентоспособным без всяких субсидий.Канат БОЗУМБАЕВ: «B сфере энергоносителей нам нужно осваивать следующие, более высокие переделы»
Быстрое развитие инноваций приведет к тому, что в ближайшие десять лет сектор возобновляемых источников энергии (ВИЭ) окажется конкурентоспособным без всяких субсидий.
Важнейшим условием сохранения стратегического значения горно-металлургического и нефтегазового комплексов страны для устойчивого экономического роста сегодня называют прочную минерально-сырьевую, технологическую и энергетическую базы. Причем что касается последней, то она, по мнению международных отраслевых экспертов, должна обрести принципиально иное – экологичное наполнение, стать драйвером ускоренной промышленной модернизации.
«Эта модернизация, – подчеркивается в нынешнем Послании Президента Нурсултана Назарбаева, – не план борьбы с текущими глобальными вызовами, а надежный мост в будущее, навстречу целям Стратегии-2050. Она будет проводиться в соответствии с Планом нации «100 конкретных шагов». И важнейшая роль в работе по переводу сферы генерации, а также добычи углеводородов в «зеленый» формат принадлежит Министерству энергетики Казахстана. Подробно об этом – в интервью главы Минэнерго РК Каната Бозумбаева.
– Господин министр, нынешним летом в Астане с большим успехом прошла Международная специализированная выставка «ЭКСПО-2017». Ваше министерство отвечало за наполнение главного павильона – «Нур Алем». Как шла подготовка к важному проекту и каковы итоги?
– Если говорить о субъективных ощущениях, то лето пролетело как три дня…
Мне посчастливилось сопровождать нескольких глав государств, встречать князя Монако, президентов Финляндии, Венесуэлы… Мы познакомились с представителями нужных для нашей отрасли компаний, у бизнеса республики проснулся интерес к возобновляемым источникам энергии.
Тема ЭКСПО-2017 «Энергия будущего» основана на принципах устойчивого развития и предусматривает обсуждение проблем сокращения эмиссии парниковых газов, энергоэффективности и доступности «зеленой» энергии. В Астане были предложены программные документы мирового значения – стратегии, концепции и технологии, – направленные в том числе на расширение ВИЭ, создание новой модели глобальной энергетики.
Министерством проводились работы по обеспечению содержательного и тематического наполнения сферы «Нур Алем», раздела «Созидательная энергия». В нем, в частности, были представлены в виде отдельной экспозиции инициативы Главы государства в области энергетики и охраны окружающей среды, такие как Энерго-экологическая стратегия, программа партнерства «Зеленый мост», концепция по переходу Казахстана к «зеленой» экономике и другие.
Кроме того, Минэнерго отобрало и разместило в экспозиции 28 разработок казахстанских ученых, связанных с технологиями развития ВИЭ, систем хранения энергии, снижения отрицательного воздействия на окружающую среду. Данные проекты были представлены в виде мультимедиаконтента, а 11 проектов, включая казахстанский материаловедческий термоядерный реактор «Токамак» КТМ», еще и в виде макетов.
Помимо ряда конференций и форумов, состоявшихся в рамках ЭКСПО-2017, министерство выступило организатором 30-го пленарного заседания Совета иностранных инвесторов под председательством Президента РК, а также приняло участие в проведении Всемирного конгресса инженеров и ученых WSEC-2017, V международного форума «Зеленый мост».
Параллельно в ходе работы выставки специально созданная экспертная группа Минэнерго РК изучала новые технологии, представленные в международных павильонах, на предмет их возможного применения в Казахстане.
Сформирован перечень из 105 технологий, в том числе 27 – относящихся к добыче нефти и газа, 44 – к электроэнергетике, энергосбережению и ВИЭ, 5 технологий – к угольной и атомной промышленности, другим отраслям.
Эксперты особо выделяли такие сферы, как технологии ВИЭ, хранения энергии, принципы построения «умных» сетей, энергоэффективность в секторе теплоснабжения и нефтегазовом секторе, управление отходами, улавливание вредных выбросов. Сейчас ведется работа по внедрению отобранных технологий и «ноу-хау». К ней подключились как предприятия, так и местные исполнительные органы.
Хочу напомнить, что по инициативе Главы государства на территории выставки будет создан Международный центр по развитию «зеленых» технологий и инвестиционных проектов «Энергия будущего». Он будет содействовать практической реализации перехода к «зеленой» экономике. В настоящее время его концепция одобрена Советом по переходу к «зеленой» экономике при Правительстве РК. Международный центр предполагается разместить на площадке ЭКСПО в Зоне лучших практик.
– У Минэнерго несколько профильных направлений. Одно из них – экологическое регулирование и контроль. В свете принимаемых мер и обязательств Казахстана на перспективу по сокращению отходов и выбросов в атмосферу данное направление становится стратегическим. К тому же республика намерена довести к 2050 году долю ВИЭ до 50%. Ветра, солнца и воды в Казахстане много. Также немало нефти и газа, но особенно огромны запасы угля. Как соблюсти баланс интересов между ВИЭ и углеродной энергетикой и минимизировать возможные потери?
– Действительно, республика обладает большими запасами жидких и твердых углеводородов, что оценивается в 32 миллиарда тонн нефтяного эквивалента, или около 3,6% от всех мировых запасов первичной энергии, а также урана.
Однако сосредоточение усилий республики на нефтедобыче и угольной энергетике и тот факт, что Казахстан производит интенсивные выбросы парниковых газов, актуализируют тему развития ВИЭ в стране. Благо потенциал возобновляемых источников энергии в Казахстане также значителен.
К примеру, энергия ветра способна приносить в год около 920 миллиардов кВт⁄ч, технически возможный к реализации гидропотенциал оценивается в 62 миллиарда кВт⁄ч, потенциал солнечной энергии в южных районах страны достигает 2 500–3 000 солнечных часов в год.
Действующая система господдержки развития ВИЭ закреплена в законодательстве РК с 2009 года. Законом гарантируется закупка электрической энергии государством в лице Расчетно-финансового центра от ВИЭ в течение 15 лет; производители «зеленой» энергии освобождаются от оплаты услуг на ее передачу по электрическим сетям.
Механизм фиксированных тарифов на начальном этапе позволил быстро запустить рынок ВИЭ. В республике на сегодня имеются 55 действующих объектов ВИЭ суммарной мощностью 336 МВт, в том числе 171 малая ГЭС, 107 ветровых, 58 солнечных электростанций, и интерес инвесторов к реализации проектов строительства объектов возобновляемой энергетики продолжает расти.
Чтобы минимизировать технологические риски и риски переизбытка дорогих мощностей, министерством сделан упор на менее дорогую ветровую энергетику с долей в объеме ВИЭ не менее 50%. Солнечную же планируется развивать в объеме не более 25%. Оставшаяся доля перераспределена между малыми ГЭС и биогазовыми установками.
С другой стороны, около 55% от общего объема добычи угля, чьи запасы в Казахстане очень велики, сжигается для получения тепловой и электрической энергии, около четверти – экспортируется, а остальной объем направляется на промышленные предприятия для удовлетворения коммунально-бытовых нужд населения.
Так, за 10 месяцев текущего года в республике добыто 86,6 миллиона тонн угля (без учета угольного концентрата), что на 9 миллионов тонн, или на 11,6%, больше соответствующего прошлогоднего периода. На внутренний рынок поставлено 61,8 миллиона тонн каменного топлива, из них 45,9 миллиона тонн отгружено ТЭЦ и ГРЭС. Экспорт составил 23,4 миллиона тонн, что на 13,6% больше, чем за соответствующий период 2016 года.
В перспективе до 2030 года основным источником спроса на казахстанский энергетический уголь останется внутренняя угольная генерация. И хотя перед Минэнерго стоит задача по сохранению существующих объемов угледобычи, мировые тенденции по переходу к «зеленой» экономике вносят в работу министерства коррективы, вынуждая развивать комплексную переработку угля или получение из него продукта более высокого передела.
В настоящее время при участии китайской энергетической корпорации «Цинхуа» в Карагандинской области осуществляется проект по глубокой переработке углей с целью получения синтетического жидкого топлива. Участниками проекта также являются АО «КазМунайГаз – переработка и маркетинг», ТОО «СП Арбат» (ТОО «Шубарколь Премиум»), ТОО «Разрез «Кузнецкий».
– И снова об угле и нефти. Известно, что в конце октября Парламент принял к рассмотрению доработанный проект Кодекса о недрах и недропользовании. В начале ноября он был одобрен в первом чтении. Что сулит документ инвесторам и недропользователям?
– Во исполнение поручений Главы государства, закрепленных в Национальном плане «100 конкретных шагов» (74-й и 75-й шаг), министерствами энергетики и по инвестициям и развитию разработан проект Кодекса РК о недрах и недропользовании. В рамках особенной части документа раздельными главами предусматривается регулирование разведки и добычи углеводородного сырья (УВС), добычи урана, разведки и добычи твердых полезных ископаемых (ТПИ).
Проект призван повысить инвестиционную привлекательность казахстанских недр как в сфере добычи нефти и газа, так и в сфере добычи угля и урана. Для решения этих задач предусмотрены меры по упрощенному доступу к контрактам на недропользование и внедрение международной системы стандартов публичной отчетности по запасам.
Так, в нефтегазовой сфере закладываются следующие концептуальные подходы: конкурс (аукцион) – основной способ предоставления права недропользования. Также в законопроекте сохранена контрактная система без введения лицензий.
Чтобы гарантировать инвесторам надежность объекта инвестирования, планируется установить, что контракты заключаются только на два вида работ: разведку и добычу или на добычу. При этом во избежание злоупотреблений в проекте кодекса четко прописаны условия окончания периода разведки и перехода к периоду добычи.
Что касается месторождений урана, то они отнесены к стратегическим участкам недр, разведка и добыча которых является приоритетным правом государства, которое оно реализует через национальную компанию.
Право недропользования на разведку ТПИ, включая уран, оформляется лицензией, которую выдает МИР РК. Право на добычу урана дает контракт, заключаемый в Минэнерго РК.
В целом изменения направлены на стимулирование инвестиций в геологоразведку, упрощение взаимодействия в сфере освоения недр при сохранении в разумных пределах государственного контроля и обеспечения баланса интересов государства и бизнеса.
– Законодательные изменения коснулись и газовой отрасли. Как это отразится на ее развитии?
– В конце июня текущего года были инициированы изменения и дополнения в Закон «О газе и газоснабжении» в части совершенствования механизма ценообразования и распределения сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке. Прежде он при реальной себестоимости от 30 до 41 тысячи тенге продавался по 11 тысяч. Это было разорительно для заводов по его сжижению. Сейчас цена газа без учета НДС возросла до 34 тысяч за тонну. И заводы вздохнули свободней, а розничная стоимость газа сильно не увеличилась.
Чтобы отсечь посредников, Минэнерго собирается внедрить реализацию сжиженного нефтяного газа через электронную торговую площадку с поэтапным выведением оптовых внутренних цен из-под государственного регулирования. В настоящее время заключение Правительства РК по проекту закона согласовано со всеми заинтересованными госорганами и направлено на рассмотрение в Мажилис Парламента.
Существует немало планов по дальнейшей газификации, в том числе Астаны. Уже разработано ТЭО проекта строительства магистрального газопровода «Сарыарка» сметной стоимостью около 370 миллиардов тенге (с НДС). Это без учета затрат на прокладку локальных сетей и сооружение местных газохранилищ. Проект предполагается осуществить поэтапно.
На первом этапе планируется строительство магистрального газопровода по маршруту Кызылорда – Жезказган – Караганда – Астана протяженностью 1 081 километр, что обойдется казне или инвесторам в 267,3 миллиарда тенге. На втором этапе предусмотрено дотянуть газовую магистраль от Астаны до Кокшетау, на третьем – до Петропавловска. Завершающий, четвертый этап предусматривает строительство компрессорных станций «Жезказган» и «Темиртау» стоимостью 35,5 миллиарда тенге для увеличения пропускной способности магистрального газопровода до 3 миллиардов кубометров в год.
Но, как министра, меня прежде всего заботит источник и схема финансирования этого проекта, а главное – механизм возврата вложенных средств. Если это бюджет – тогда без вопросов. А если долгосрочный целевой кредит, тогда уместно задуматься о тарифе, способном обеспечить окупаемость газопровода.
Если он будет составлять, как прогнозируется, 50–55 тенге за кубометр, это окажется незначительно дешевле для тех, кто использует для отопления мазут или солярку, но значительно дороже угля… Если сегодня перевести ТЭК столицы с угля на газ, в два раза возрастет стоимость электроэнергии, в полтора – тепла. Поэтому, на мой взгляд, следует внимательней изучить идею с использованием газа LNG – то есть того же метана, сжиженного при очень низкой – 160 градусов Цельсия ниже ноля – температуре, который можно транспортировать по железной дороге до места расконсервации и использования. Тогда он заменит частному жилому сектору дизельный и угольный обогрев. А строить большой газопровод – под вопросом возврат инвестиций.
– Минэнерго также регулирует вопросы атомного надзора. Казахстан не первый год входит в топ-10 стран по добыче урана. Нынешним летом с участием Главы государства и генсека МАГАТЭ на площадке Ульбинского металлургического завода стартовал проект Банка низкообогащенного урана. То есть роль Минэнерго только возрастает. Отсюда вопрос: каковы гарантии экологической безопасности урановой добычи вообще и Банка ядерного топлива в частности?
– Банк НОУ (низкообогащенного урана) – это физический запас около 90 тонн гексафторида урана, принадлежащего МАГАТЭ и хранящегося в стандартных цилиндрах типа 30В. Гексафторид урана служит исходным материалом для изготовления ядерного топлива, используемого на атомных станциях. В процессе реконверсии его переводят в двуокись урана, из которой затем изготавливают керамические топливные таблетки.
Оператором банка НОУ будет выступать АО «Ульбинский металлургический завод», имеющее почти полувековой опыт в такой работе, что и обусловило выбор этого предприятия экспертами МАГАТЭ.
Проект создания банка низкообогащенного урана означает формирование резервного запаса топлива для атомных электростанций (АЭС). Топливо будет находиться под контролем МАГАТЭ. Банк НОУ не является источником постоянных поставок или неким магазином. Резерв урана, по сути, служит неприкосновенным запасом, который будет востребован только в случае кризисной ситуации на мировом урановом рынке. В идеале при нормальном ходе событий этот запас никогда не потребуется.
С целью проверки безопасности размещения ядерного материала МАГАТЭ проведено более 20 технических миссий, в которых приняли участие эксперты международного уровня. Результатом инспекций стали обширные и детальные рекомендации по совершенствованию национального законодательства, нормативной базы, государственной инфраструктуры регулирования безопасности в сфере использования атомной энергии.
Стоит отметить, что сам факт размещения банка НОУ на АО «УМЗ» – признание высшего уровня безопасности завода, отвечающего самым строгим международным критериям квалификации и опыта работников, качества работы предприятия. В будущем, при выходе завода на международные рынки, где существует достаточно жесткая конкуренция, это может сыграть положительную роль.
– Альтернативой традиционным видам энергии называют атомную. Располагая огромными запасами урана, технологиями добычи, кадровым потенциалом, логично было бы приступить к созданию этой отрасли энергетики. Насколько, на Ваш взгляд, республика готова к строительству собственной АЭС? Как обстоит ситуация с обсуждением этого вопроса на сегодня?
– Атомная промышленность Казахстана на сегодня является одной из самых высокотехнологичных, наукоемких и рентабельных. Ее успехи подтверждают достижения независимого Казахстана, его стремление к тому, чтобы занять достойное место в будущем, в котором атомной энергетике суждено сыграть ключевую роль.
В 2009 году наша страна вышла на первое место в мире по добыче урана и продолжает сохранять лидирующие позиции. На республику приходится около 40% мировой добычи урана. Но нужно переходить к новому, более высокому уровню, выпускать не сырье для топливных таблеток и сами таблетки, а топливные сборки (ТВЭЛы) для АЭС.
На сегодня АО «НАК «Казатомпром» совместно с китайской компанией CGNPC осуществляет проект по созданию в Казахстане СП по выпуску сборок с обеспечением их гарантированного сбыта в КНР в объеме 200 тонн ядерного топлива в год. Ввод в эксплуатацию завода ТВС намечен на 2019-й, выпуск первой продукции – на 2020 год.
В стране есть все предпосылки для развития атомной энергетики: значительные запасы урана, развитая добывающая и перерабатывающая промышленность, атомная наука, имеются квалифицированные кадры, но… в стране переизбыток энергетических мощностей, что делает эту идею неактуальной по меньшей мере на ближайшие десять лет. Кроме того, в республике по понятным причинам отсутствует передел обогащения урана, однако есть совместное с Россией предприятие.
Перед НАК стоит задача по созданию отечественного предприятия по конверсии урана. Что касается собственно АЭС, то принятие этого вопроса отложено Правительством на 2018 год. Предстоит также определиться с местом строительства станции, ее мощностью, типом реактора…
В настоящее время АО «НАК «Казатомпром» разрабатывает технико-экономические обоснование строительства АЭС. Затем проведем тщательный анализ исходных данных, в дальнейшем же с учетом мнения местных представительных органов власти будут даны предложения для принятия соответствующего решения на уровне Правительства.
– И последний вопрос: каковы предварительные итоги 2017 года? Что удалось сделать, что осталось на перспективу?
– В текущем году основные показатели курируемых министерством отраслей стабильны и показывают положительную динамику. Так, за 10 истекших месяцев объем добычи нефти составил 71,1 миллиона тонн, что на 11,4% больше уровня минувшего года. Объем добытого газа достиг 43,5 миллиарда кубометров, что на 15,6% выше аналогичного периода 2016-го. Выдано на-гора 86,6 миллиона тонн угля (рост на 11,6%), выработано 83,1 миллиарда кВт⁄ч электроэнергии (то есть на 9,8% больше, чем за аналогичный период 2016-го).
В 2017 году планировалось добыть 81 миллион тонн нефти, фактически нефтедобыча прогнозируется в объеме 85,5 миллиона тонн в основном за счет крупных проектов – Кашагана, Тенгиза и Карачаганака.
К концу года будут завершены реконструкция и обновление Атырауского и Павлодарского НПЗ. Модернизация Шымкентского НПЗ завершится в первом полугодии следующего года.
Результатом этих усилий станет не только увеличение отечественных мощностей по углубленной переработке нефти и выхода светлых нефтепродуктов, но и повышение их качества до уровня Евро-4, Евро-5.
Министерством проводилась работа по реализации Плана нации «100 конкретных шагов». К примеру, в рамках 51-го шага «Укрупнение электросетевых компаний» разработана законодательная база: в июле принят соответствующий закон и соответствующие подзаконные акты. Осуществлен первый этап физического пуска Токамака КТМ, состоялась инаугурация здания банка НОУ. В июле сдана в эксплуатацию первая очередь завода по утилизации автомобилей. Последний объект расширения КТК на казахстанском участке – нефтеперекачивающая станция А-НПС-3А – вступил в строй действующих в октябре. В октябре же дан старт экспорту газа в Китай в объеме до 5 миллиардов кубометров.
В планах министерства на 2018 год, конечно же, продолжение работы над реализацией задач, поставленных Главой государства в рамках Плана нации «100 конкретных шагов».
Во-вторых, работа будет направлена на принятие мер по обеспечению внутреннего рынка нефтепродуктами и недопущению необоснованного роста цен на стратегические товары (уголь, газ, мазут, дизельное топливо). Дальнейшее развитие получит сотрудничество с крупными компаниями-недропользователями в рамках проектов расширения Тенгиза, Карачаганака, наращивания мощностей по обратной закачке газа (Кашаган), направленных на увеличение нефтедобычи.
В рамках госпрограммы «Нұрлы жол» для повышения энергообеспечения юга страны в 2018 году будет завершен проект «Транзит 500 кВ Север – Восток – Юг». Также в следующем году Минэнерго РК намерено перейти на аукционный механизм отбора проектов ВИЭ для реализации, что, с одной стороны, сделает прозрачным и понятным сам процесс, а с другой – материально поддержит наиболее эффективные технологии, минимизирующие рост тарифов для конечных потребителей вследствие ввода мощностей ВИЭ, четко определит ответственность всех участников рынка электроэнергии как при ее генерации, так и передаче, потреблении.
Источник: kazpravda.kz